История Геленджика

История Геленджика 1
История Геленджика 2
История Геленджика 3
История Геленджика 4
История Геленджика 5
История Геленджика 6
История Геленджика 7
История Геленджика 8
История Геленджика 9
История Геленджика 10
История Геленджика 11
История Геленджика 12

Исторические фотографии Геленджика

Первые поселенцы, во время Крымской войны (1853-1856 гг.) с Англией, Францией и Турцией в Чёрное море вошёл англо-французский флот, который заблокировал русские корабли. Русское командование, во избежание возможного захвата врагом укреплений на Черноморском побережье Кавказа, ради спасения гарнизонов и укреплений решило упразднить Черноморскую береговую линию, эвакуировать людей, а укрепления взорвать. Геленджикское укрепление, как и другие, было оставлено гарнизоном и взорвано в марте 1854 г. Заселение побережья началось в мае 1864 г., оно носило принудительно-добровольный характер, правительство первым поселенцам даровало немалые льготы, поскольку охотников селиться в этих труднодоступных местах было мало. Всего вначале на жительство переправилось морем 629 семей из старослужилых женатых солдат, отставных матросов, казаков, государственных крестьян. Поселенцы от Геленджика до Туапсе основали 12 станиц. В самой большой - Геленджикской - обосновалось 59 семей. Основу жилого фонда составляли турлучные хаты, т.е. строения из хвороста, обмазанного глиной. Через два года в бухте на берег с парусных фелюг на постоянное жительство сошло несколько десятков греческих семей. Они основали село Прасковеевку. Спустя время чехи основали поселение Тешебс, молдаване - Молдавановку. Несмотря на тяжелые условия (смертность в 2,5 раза превышала рождаемость), жизнь стала постепенно налаживаться. Станицы, переименованные в села, включая Геленджик, вошли в состав Новороссийского округа, ставшего в 1896 г. Черноморской губернией с административным центром в Новороссийске. "ПАРОХОД "ОТВАЖНЫЙ" - КАПИТАН БУМАЖНЫЙ!" В селе возле приморской площади был сооружен причал. К нему ежедневно приходил летом из Новороссийска катер. Работала контора "Русского общества пароходства и торговли", пассажирские пароходы общества один-два раза в неделю заходили из Одессы и на обратном пути - из Батуми. Но в Геленджикской бухте они из-за мелководья останавливались на рейде. К ним подходили шлюпки и перевозили пассажиров. Учительница Н.Д. Захарова-Важинская впоминала: "...До войны 1914 г. ходил здесь пароход "Отважный", с мая по октябрь. Был он изящный, беленький, быстроходный, любимый наш пароходик. Мы, дети, заслышав его гудок, кричали: "Пароход "Отважный" - капитан бумажный!" И бежали встречать приехавших на курорт. У каждого из нас по букетику цветов - 5 копеек, это наш заработок! Мы же и провожали прибывших в гостиницу "Кордеса" (теперь это здание горисполкома). Ходил еще один пароходик "Князь Оболенский" (50 копеек на палубе). В Гражданскую войну наш "Отважный" мобилизовали, и он погиб на войне. Его заменил "Дооб", какой-то пузатый, как черепаха, закопченный. А между тем "Дооб" ходил в Новороссийск еще очень долго, почти до конца 30-х годов". Писатель А. Дергачев добавлял: "Между Геленджиком и Новороссийском ходил еще грузопассажирский экспресс "Сандриш". Это был обыкновенный баркас с дизельным мотором и парусом. Он брал грузы в трюм, пассажиров - на палубу, где не было даже скамеек. Вмещал он до 30 человек". Важнейшим событием в экономическом развитии прибрежных поселений стало начало строительства в 1891 г. шоссе от Новороссийска до Сухуми. Год этот в России из-за неурожая был голодным. Поэтому сюда устремился поток голодного люда из центральных губерний, не случайно эту дорогу окрестили "голодным шоссе". Изнурительная работа, копеечный заработок, жизнь впроголодь, болезни и отсутствие приличной медипинскои помощи часто вели тружеников к гибели. О сухумском шоссе писал A.M. Горький, работавший на его строительстве в с. Пшада, недалеко от Геленджика. Дорога послужила стимулом к приезду на жительство в Геленджик и окрестности разночинной интеллигенции, предпринимателей и различных дельцов. Иностранцы обратили внимание на природные промышленные ресурсы местности. Франко-Русской компанией в 1894 г. был построен крупный цементный завод, число рабочих и служащих на котором доходило порой до 3000 человек. Цемзавод имел телефонное сообщение с Новороссийском, причем пользоваться телефоном, благодаря любезности конторы, можно было и посторонним лицам. Бельгийская фирма построила неподалеку лесопильный завод по изготовлению паркета из твердых лесных пород. В селе проходили преобразования: при цемзаводе стал расти рабочий поселок, были построены первая электростанция, морские причалы, проложен водопровод из Можаровой щели. В августе 1897 г. был открыт створной маяк, ныне ставший редким памятником архитектуры прошлого. Любопытно, что в самый канун XX в. в Геленджикской общине при 153 "дымах" имелось только 600 десятин разработанной земли, под виноградниками было всего две десятины, под садами - 5. Столичная интеллигенция, дворяне, отставные офицеры, чиновный люд стали скупать земельные участки и строить дачи, разбивать сады и виноградники. Село стало понемногу приобретать известность превосходной дачной местности с мягким предгорно-морским климатом, обилием солнечных дней, особенно в летний сезон, и прекрасными морскими купаниями. В 1907 г. произошла сенсация местного значения - на курорте появился первый автомобиль.